Джеймс Кэмерон



Краткая справка

Любимое времяпрепровождение в детстве: посещение кинотеатров, просмотр огромного количества фильмов.

Переезд в Калифорнию: семья инженера-электрика и художницы с пятью детьми, из которых Джеймс был старшим, переезжает из Канады в США.

Незаконченное образование: недоучившись на физическом факультете Фуллертонского университета (штат Калифорния), устраивается на работу в гараж, водителем грузовика.

Поиск своего места в жизни: «Мне всегда хотелось стать писателем. Я очень много читал, обожал научную фантастику, и сам писал рассказы в том же духе — множество рассказов о будущем».

Точка отсчета: в 1977 г. он увидел фильм «Звездные войны» Д. Лукаса: «Я сидел, как громом пораженный, и именно в тот момент понял, чем бы мне хотелось заниматься больше всего в жизни — снимать фильмы».

Первая проба: в 1978 г. Кэмерон на пару с приятелем снимает на любительскую камеру короткометражку «Ксеногенезис». С самого начала своей кинокарьеры он обозначает интересующую его тематику — космос, роботы, внеземная цивилизация. Личность, давшая путевку в большое кино: мастер малобюджетных фильмов Роджер Корман, заинтересовавшись «Киногенезисом», определяет новичка художником по спецэффектам в свою киностудию «New World Pictures». Кэмерон был на седьмом небе от счастья: «Пришел домой, не чувствуя под собой ног. Я буду работать в киноиндустрии! Боже мой! С того момента не было на свете человека счастливее меня».

Профессиональный рост: по ходу съемок фильма «Битва за пределами звезд» (1980) режиссера Д. Мураками, Джеймс Кэмерон из мастера по декорациям переквалифицировался в главного художника-постановщика. В таком же качестве он работает в фильме «Андроид» (1982) режиссера А. Липстадта. А годом ранее режиссер Д. Карпентер в своем фильме «Побег из Нью-Йорка» назначает Кэмерона мастером по спецэффектам.

Долгожданное режиссерское кресло: в 1981 году итальянский продюсер О. Ассонитис предлагает 27-летнему Кэмерону снять сиквел фильма ужасов «Пиранья» — «Пиранья 2: Нерест»: «Мы снимали в Италии. И если учесть, что по-итальянски я говорил еще хуже, чем итальянцы по-английски, съемки для меня превратились в сущий кошмар. Сам не знаю, как нам удалось закончить этот фильм».

Хотя дешевый фильм-ужастик не снискал себе лавров, Кэмерон прочно обосновался в режиссерском кресле и вышел на прямой путь к своему «Терминатору» (1984).

«Осуществить можно все, что можно представить»

Сюжет о роботе-убийце из будущего, способном копировать облик других людей и менять форму в зависимости от обстоятельств, Джеймс Кэмерон вынашивал давно, по детской привычке форматируя все свои идеи в рисунки. Окончательный же образ Терминатора явился режиссеру во сне — ночные кошмары, которыми страдает режиссер, стали поставщиками идей. По его собственным словам, «видеть хорошие сны — попусту терять время».

Но известные кинокомпании не желали осчастливить себя идеей Кэмерона. В конце концов, его сценарий попадает в руки продюсера Гэйл Энн Херд, знакомство с которой состоялось еще на съемках фильма «Битва за пределами звезд». Тридцатилетний Кэмерон продает Херд свое творение за символическую плату в один доллар с одним единственным условием, что только он имеет право быть режиссером фильма.

...В 2008 году «Терминатор» будет включен Библиотекой Конгресса США в список фильмов, признанных культурным достоянием США. В копилку разговорной речи человечество добавит слово «терминатор». Коронная фраза «I`ll be back» обретет ореол вечности. Да, все это будет...

А пока молодому режиссеру Джеймсу Кэмерону приходится изощряться не на шутку. Экономия всего и вся стала путеводителем съемочного процесса, ведь из скудного бюджета в 6, 5 млн. долларов львиная доля отводилась на выплаты исполнителю главной роли Арнольду Шварценеггеру и на страховку. Знаменитый звон в музыкальной теме получили с помощью чугунной сковородки, которой колотили по микрофону. Грузовик, взорванный в финале, затащили со свалки. Операторской тележкой послужила инвалидная коляска, на которую сажали оператора с ручной камерой и толкали с большой скоростью. Сам фильм был выпущен в прокат с моно-дорожкой. Но, невзирая на трудности, Кэмерон доказал, что помимо денег есть нечто главное, определяющее успех: вера в свой талант, которая рождает вдохновение. Фантастический боевик с незатейливым сюжетом о киборге-роботе из будущего, нацеленном на убийство, породил целую субкультуру, создав ряд подражателей и поклонников.

Первоначальный замысел предполагал создание жидкометаллического робота. Но современным технологиям тех дней эта задумка была не по плечу: «Тогда я решил: лучше дождаться, когда это можно будет сделать так, как задумал я».

И терпеливый Кэмерон дождался. Через семь лет его идея была реализована в «Терминаторе 2: Судный день» (1991), в котором «перепрограммированный» в киборг-защитника Шварценеггер-робот предыдущего поколения с не менее значимой фразой «Hasta la vista, baby» сражается насмерть с «жидким» терминатором Т-1000. Кстати, звук, который каждый раз возникал при очередной трансформации усовершенствованного робота, был создан своеобразным способом: микрофон, на который натягивали презерватив, погружали в овсяную кашу.

Ошеломляющий успех первого «Терминатора» вводит Кэмерона в круг небожителей, и теперь такие мелочи как деньги перестают быть препятствием для претворения в жизнь своих идей: сиквел снимался в комфортных условиях. Первая картина в истории кинематографа с бюджетом в 100 млн. долларов, вертолеты, 200 видов оружия, 300 км кинопленки — продюсеры не скупятся. «Терминатор 2: Судный день» побил все немыслимые рекорды по прокату и получил четырех «Оскаров»: за лучший грим, звук, звуковые и визуальные эффекты.

Фильмы с историями о терминаторе подарили кинематографу такое явление, как техно-нуар, доказав, что человеческое воображение и фантазия воистину безграничны.

«Терминаторский» период, с 1984 по 1991гг., был довольно таки плодотворным для Кэмерона. Он подписал контракт на написание сценария к «Рэмбо 2» (1985). Ему предлагают широкомасштабные постановки. Сиквел «Чужие» (1986) — продолжение научно-фантастического фильма ужасов «Чужой» (1979) режиссера Ридли Скотта — это военно-фантастический action с элементами horror, в котором все сюжетные нити доведены Кэмероном до логического завершения, все детали продуманны до мельчайших подробностей, а образ главной героини выписан в драматическом контексте. В фантастическом фильме «Бездна» (1989), в котором специалисты-подводники наталкиваются на странных существ внеземного происхождения, режиссер впервые использовал компьютерный спецэффект под названием «morphing» — «трансформация», который позже буйно расползется в «Терминаторе 2: Судный день».

Непотопляемый «Титаник» Кэмерона

Если в будущем в связи с усовершенствованием технологий фильмы Кэмерона и будут выглядеть простовато и наивно, «Титаник» (1997) в этот список не войдет. Это фильм на все времена.

Тотальный успех картины демонстрирует, что он затронул, задел за живое широкие массы людей: «Фильм говорит со зрителем на универсальном языке чувств, понятном в любой культуре... Все влюбляются, все умирают, все чувствуют утрату. Очевидно, это задело какие-то тайные струны».

Джеймс Кэмерон обогатил подлинный исторический факт, завершившийся масштабной катастрофой, стремительно развивающейся романтической историей любви. Именно эта составляющая, которая конкретизировала и индивидуализировала события, позволила приблизить к сегодняшнему дню отдаленную трагедию начала 20 века. В фильме завораживает все: безумная океанская стихия, подводные съемки, самоотверженная игра актеров Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, операторская работа Р. Карпентера, музыка Д. Хорнера, уникальные сцены с массовкой, величественная в своем ужасе сцена гибели лайнера, детально точно перенесенное на экран психологическое состояние тысяч людей перед неизбежностью смерти.

Надо отдать должное режиссеру, чья дотошность и скрупулезность в период предварительной подготовки к съемкам сыграли не последнюю роль в феноменальном успехе картины.

На создание корабля в натуральную величину и его трехмерную версию ушло 18 млн. долларов и 60 недель.

Режиссер совершает 12 погружений к настоящему «Титанику» на батискафах «Мир-1» и «Мир-2», находившихся на борту российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш»: «После того как я увидел обломки настоящего „Титаника“, мне стало ясно, что я не имею права ни в чем схалтурить. Наш фильм — кинематографический венок погибшим людям».

Каждое глубоководное погружение, которое занимало несколько часов, было отрепетировано с использованием макета останков Титаника.

В это же время создается компьютерная анимация процесса крушения корабля, которую позже вмонтируют в фильм.

Фильм побил рекорды по многим показателям: по длительности проката — 281 дней; по сумме бюджета — 200 миллионов долларов; по кассовым сборам — 1,8 млрд. долларов; по самой возрастной номинантке «Оскара» — Глория Стюарт, получила приз как «Лучшая актриса второго плана» в возрасте 87 лет.

Фильм был удостоен 11 «Оскаров», в том числе и в самых престижных номинациях — «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Сценарист, режиссер, продюсер фильма «Титаник» Джеймс Кэмерон, стоя на сцене с драгоценной статуэткой в руке, с возгласом повторил то, что чувствовал он и что чувствовал в фильме Джек Доусон: «I am the king of the world!».

Погибший лайнер не отпускает режиссера

В 2003 году Кэмерон выпускает документальный фильм «Призраки бездны: Титаник», в котором повествует подлинную историю затонувшего лайнера. В столетнюю годовщину трагедии Кэмерон конвертирует «Титаник» в 3D и пускает его в очередное мировое кино плавание. Также он снял двухчасовой документальный фильм «Титаник заключительное слово с Джеймсом Кэмероном» (2012), в котором попытался с группой специалистов разгадать тайну гибели затонувшего лайнера и расставить все точки над i в этой истории.

Мир Пандоры

Фантазии режиссера обгоняют прогрессивные технологии на целое десятилетие. Концепция сценария научно-фантастического фильма «Аватар» (2009) была выстроена еще в середине 90-х, но только в первом десятилетии 21 века режиссер позволяет себе воплотить ее жизнь.

Перед съемками Кэмерон организовал поистине монументальную предподготовку с привлечением специалистов разного калибра.

Лингвист, который придумал язык обитателей Пандоры — на’ви, обучал актеров инопланетной грамматике и ставил им правильное произношение. Астрофизики и археологи рассчитали плотность атмосферы Пандоры. Джеймс Хорнер для создания музыкальной культуры инопланетной расы сотрудничал с музыкальным этнографом. Композитор по отдельности записал хоровые партии на языке на’ви и инструментальное сопровождение, и лишь потом соединил их в одну композицию. Команда дизайнеров разработала внешний облик синекожей расы. Чтобы сделать образ главной героини Нейтири физически привлекательным, Кэмерон собрал группу художников, состоящих исключительно из мужчин.

Фильм вышел в прокат в3D-формате: «Обрадуются ли этому режиссеры? Захотят ли они работать в этой технике? Нужно, чтобы им захотелось снимать очень хорошее стереоскопическое 3D. Если будут снимать плохо, у вас заболят глаза — и 3D спокойно вымрет».

Новатор Кэмерон создал качественный продукт и показал возможности и результат 3D-формата: природа Пандоры настолько прекрасна и реалистична, что начинаешь верить в ее существование. Съемка фильма осуществлялась посредством видоизмененной версии цифровой системы 3-D Fusion Camera System. Для съемок применялась технология захвата движения. Например, для захвата мимики актерам на голову надевали индивидуальные конструкции с крохотными камерами, расположенными прямо перед лицом. Захваченное движение передавалось в компьютер, и его можно было использовать неограниченное количество раз с различных ракурсов.

«Когда я снимаю фильмы, я стараюсь придумать что-то, чего никто не ожидает».

Зрители по достоинству оценили фильм — сборы в прокате пересекли отметку в 2 млрд долларов.

Неугомонный режиссер за пределами кинематографа известен как исследователь подводного мира, участник экологических проектов. В августе 2010 года свой очередной день рождения он встретил на дне озера Байкал на борту батискафа «Мир-1». В марте 2012 года режиссер стал третьим человеком в истории, достигшим самой глубокой точки Мирового океана — дна Марианской впадины и первым человеком в мире, пробывшим там в одиночку три часа. В жизни столько неизведанного и интересного — нельзя терять ни дня — с таким девизом живет и работает режиссер Джеймс Фрэнсис Кэмерон.