Венсан Кассель



Венсан Кассель родился в 1966 году в семье французского актёра, комика Жан-Пьера Касселя. Но в начале пути это не помогло Венсану — отец был против того, чтобы сын продолжал актёрскую династию. Поэтому вместо актёрской школы Венсан в 17 лет поступил в цирковое училище, где освоил акробатику, капоэйру, брейк-данс и жонглирование, что позже весьма пригодилось ему в кино.

Карьеру актёра Венсан Кассель начал в Нью-Йорке, а затем вернулся во Францию, где служил в театре Жана-Луи Барро.

Первой ролью, благодаря которой Венсана по-настоящему заметили, стала роль в фильме его друга Матьё Кассовица «Ненависть». Это история трёх молодых парней из парижского гетто: темнокожего, араба и еврея Винса, которого и сыграл Венсан. В фильме поднимались темы агрессии в среде подростков, жизни неблагополучных районов города и расизма. Картина вышла на экраны в 1995 году, а в 2005 в одном из пригородов Парижа — Сен-Дени — прошли массовые беспорядки, после чего «Ненависть» стали называть в прессе едва ли не фильмом-предвестием.

В 1996 году на съёмках фильма «Квартира» Венсан Кассель знакомится со своей будущей женой, итальянской актрисой Моникой Белуччи. Позже оба они вспоминали, что их изначальные отношения мало напоминали любовь с первого взгляда, скорее это было ненавистью с первого взгляда. Венсан Кассель показался Белуччи слишком высокомерным и заносчивым, он же, в свою очередь, возмущался тем, что роль досталась актрисе не французского происхождения. Но постепенно, играя любовь на съёмочной площадке, актёры сблизились и до недавних пор (в 2013 году Венсан и Моника объявили о своём разводе) были одной из самых знаменитых звёздных пар, привлекая внимание папарацци и поклонников во всём мире.

В 1997 году пара вновь снимается вместе (долгое время они так и будут появляться на экране исключительно вдвоём) в криминальной драме «Доберман», сыграв двух членов одной банды. Венсан Кассель — главаря преступной группировки Яна по кличке Доберман, а Моника Белуччи — его глухонемую подружку. Несмотря на свои дерзкие и жестокие выходки, бандиты вызывают гораздо больше симпатии, нежели блюститель закона в лице садиста-комиссара.



В том же 1997 году Венсан Кассель на киноэкране переходит на другую сторону закона, сыграв полицейского в драме «Каким ты меня хочешь». Его герой (убеждённый гомофоб и традиционалист) во время облавы на проституток-трансвеститов узнаёт в одной из них своего старого приятеля, а позже незаметно для себя влюбляется в него, точнее — в неё, и оказывается перед выбором между новой, нетрадиционной любовью, и любовью к своей невесте (Моника Белуччи).

В последующие годы Венсан Кассель получает ряд эпизодических ролей: от герцога Анжуйского в «Елизавете» (правда, сцена с попыткой соблазнения королевы в лодке весьма запоминается, несмотря на малую продолжительность эпизода) до Жиля де Рэ — сподвижника орлеанской девы в исторической драме Люка Бессона «Жанна д`Арк».

В 2000 году Кассель появляется на экране вместе с Жаном Рено в триллере «Багровые реки», где вновь играет полицейского, расследующего цепочку загадочных событий. В сцене драки со скинхедами Венсан Кассель, вспомнив свои акробатические и боевые навыки, снялся без дублёра и получил во время съёмок травму носа.

Фильм «Братство волка» (2000 год) расширил актёрское амплуа Касселя. До того он появлялся на экране преимущественно в образе брутального короткостриженого парня с замашками уголовника, либо играл романтических героев. Здесь же Венсан предстаёт в роли молодого графа Жана-Франсуа, аристократа, красавца и извращенца, влюблённого в собственную сестру, и попутно связанного с таинственным Зверем, наводящим ужас на местное население. Несмотря на образ отрицательного героя, армия поклонниц голубоглазого актёра значительно пополнилась именно благодаря этому фильму.



В 2001 году на экраны вышла картина «Читай по губам». В ней Касселю досталась главная мужская роль — экс-грабителя, который выходит на свободу и планирует начать новую жизнь. Он становится ассистентом молодой секретарши, умеющей читать по губам, компенсируя тем самым свой плохой слух. В слогане фильма «она научит его хорошим манерам, он её — плохим» можно смело менять последовательность местоимений, что поможет ещё лучше понять сюжет.

Трижды за свою карьеру Венсан Кассель сыграл русского героя. Первый раз — в картине «Именинница» (2001 год) в паре с Николь Кидман, а второй раз — в драме Дэвида Кроненберга «Порок на экспорт» (2007 год). В обоих случаях у героев Касселя очевидные проблемы с законом, и в обоих случаях в оригинальной звуковой дорожке можно услышать, как Венсан говорит (преимущественно — ругается) по-русски. В фильмографии актёра есть и третья «русская» роль — в картине «Номер 44» (2015 год) Кассель играет майора Кузьмина. Но российскому зрителю вряд ли удастся познакомиться с этой ролью Венсана — фильм оказался снят с российского проката из-за претензий Министерства культуры в отношении исторических фактов и освещении темы войны.

В 2002 году Кассель и Белуччи вновь играют пару в «Необратимости» Гаспара Ноэ, фильме, идущем от конца к началу, снятом постоянно движущейся камерой без монтажных склеек внутри каждого отдельного эпизода (всего в фильме их 13). Из-за определённого натурализма и жестокости фильм даже оказался под запретом в некоторых странах.

По-настоящему продемонстрировать свой талант в искусстве капоэйры Венсан Кассель смог в фильме «Двенадцать друзей Оушена» (2004 год), где в одном из самых запоминающихся эпизодов его герой, вор по прозвищу Ночной Лис, перемещается по залу, пересечённому лазерными лучами-сигнализацией.

В фильме «Цена измены» (2005 год) герой Касселя шантажирует примерного семьянина Чарльза (Клайв Оуэн), впервые в жизни решившегося на измену, застукав того с героиней Дженнифер Энистон. Впрочем, дальнейшие события разворачиваются совершенно непредсказуемо, слегка напоминая внимательному зрителю фильм «Именинница». Кассель в очередной подтвердил своё амплуа «плохого парня» на экране.

«В своих фильмах американцы всегда дают мне роли подонков. Но я мщу им: делаю своих подонков круче, чем их герои» («Правила жизни Венсана Касселя», Esquire)

В 2008 году Венсан Кассель играет знаменитого французского преступника по имени Жак Мерин в дилогии «Враг Государства № 1». Для съёмок актёру пришлось набрать 20 килограмм за 5 месяцев. Венсан Кассель в роли бандита — это готовый рецепт создания образа преступника, за которого неизменно переживают все зрители (а особенно — зрительницы). Именно за эту роль в 2009 году Кассель получает престижную французскую премию Сезар.





В фильме Даррена Аронофски «Чёрный лебедь» (2010 год) Венсан Кассель играет хореографа, в которого влюбляется героиня (Натали Портман). Сам актёр сравнил своего персонажа с Джорджем Баланчиным, основателем New York City Ballet.

В 2011 году Венсан Кассель вновь снимается у Дэвида Кроненберга в исторической драме «Опасный метод». Его герой сексуально озабоченный психиатр Отто Гросс появляется в фильме буквально на несколько минут экранного времени. Но за это время он успевает подтолкнуть Карла Юнга (Майкл Фассбендер) пересмотреть отношения к семейной верности и сексуальной сдержанности, что влечёт за собой начало бурного романа между Юнгом и его пациенткой Сабиной Шпильрейн (Кира Найтли).

В 2013 году на экраны выходит фильм «Транс» режиссёра Дэнни Бойла. На роль главаря бандитов Фрэнка, которого играет Венсан Кассель, в числе прочих претендовал и упомянутый выше Майкл Фассбендер. «Транс» — история о том, как в поисках украденной картины бандит нанимает гипнотизёра, чтобы получить ценную информацию у потерявшего память аукциониста. В интервью журналистам Кассель признавался, что сам к гипнозу невосприимчив.

Спустя год, в 2014-м, Венсан Кассель играет принца в сказке, хорошо знакомой зрителю по Диснеевскому мультфильму, — «Красавица и чудовище». Большую часть экранного времени как следует разглядеть актёра не удастся, поскольку его лицо спрятано под внушительным слоем грима.

Кстати, стоит отметить, что помимо ролей в кино Кассель часто озвучивает мультфильмы во Франции. Его голосом говорит Робин Гуд в «Шреке», саблезубый тигр Диего в «Ледниковом периоде», Родни в мультфильме «Роботы». Также Венсан Кассель является официальным голосом Хью Гранта во французском прокате. Что же касается внешности, Кассель — лицо аромата La Nuit De L'Homme парфюмерного дома Yves Saint Laurent. Его можно увидеть в рекламном ролике этой туалетной воды.

В 2015 году на экраны вышла комедия «Этот неловкий момент» Жана-Франсуа Рише (режиссёра дилогии «Враг государства № 1). Венсан Кассель и Франсуа Клюзе предстали в образе отцов двух девушек-подростков. Отцы и дети вместе отправляются на летние каникулы, где то ли от скуки, то ли из любопытства дочка друга соблазняет героя Касселя. Но тот, в отличие от Гумберта Гумберта, не намерен продолжать романтические отношения с нимфеткой. Остатки отпуска уйдут на отчаянные попытки успокоить девочку и одновременно скрыть произошедшее от её отца и собственной дочери.


«Самая важная добродетель кинематографа, на мой взгляд, заключается в том, что это один из последних видов искусства, который всё ещё способен провоцировать людей» («Правила жизни Венсана Касселя», Esquire)