Моника Белуччи



Сеньоре Беллуччи никому не нужно доказывать, что она красива и талантлива. Весь мир и так давно у ее ног. Но в 2015 году ей удалось удалось всех удивить - попасть в объятья Джеймса Бонда, что, кажется, означает для актрисы получить особенный “знак отличия”.
 
Если это верно, то Моника Беллуччи обрела его, будучи на шестом десятке, легко заткнув за пояс сонмы юных голливудских див и мировых моделей. Она снялась в 24-м фильме Бондианы “007: Спектр”, где исполнила роль Люсии Скиарры, загадочной и прекрасной “чуть-чуть за пятьдесят” девушки Бонда.
 
Актриса совершила чуть ли не переворот в киноиндустрии: по законам жанра роли соблазнительниц в блокбастерах  обычно играют до тридцати. Но режиссер Сэм Мендес уверенно снял Беллуччи в роли одной из девушек Бонда, и судя по результату, не ошибся. Повзрослел сам Бонд, стали старше и мудрее (и красивее) его подруги.
 
Когда я услышала, что Сэм хочет обсудить со мной участие в новом фильме, была очень удивлена. Говорили мы недолго, но к концу встречи я поняла, что получила роль. Сэм сказал, что Бонду необходима женщина, которая примерно того же возраста, что и он. А я ответила: «Вы станете героем для женщин». Большинство пятидесятилетних женщин становятся словно бы невидимыми для мужчин, но так ведь не должно быть, правда? Я много времени провожу в Бразилии и бразильянки любого возраста невероятно сексуальны. Не потому, что их тела безупречны, а потому что они внутренне свободны. Парадоксально, но красота не во внешности, а в том, как ты себя ощущаешь. Настоящая сексуальность — это игра ума и воображения, и она не зависит от возраста.
 
Супермодель
 
Моника родилась и выросла в Италии, где сегодня ее считают одним из символов итальянского кино,  наравне с Софи Лорен. Утонченное великолепие и царственная осанка поначалу привели ее в модельный бизнес.
 
Она буквально за пару лет сделала блестящую карьеру модели, и достигла самых ее вершин — обложки ведущих журналов, развороты в мужских глянцевых изданиях, внушительные гонорары.
 
В 1988 году Моника подписала контракт с Миланским отделением Elite Model Management. А уже в 1989 году она — известная модель в Париже и Нью-Йорке, лицо Дольче и Габбана, позирует для французского Elle. Ее работоспособностью и выдержкой восхищались великие модельеры, а должное ее красоте воздают капризные критики и взыскательная публика до сих пор. В 2001 году у Моники вышли первые персональные обложки — в Esquire и в других журналах, а в 2003 году её фотография появились на обложке мужского глянца Maxim. Год спустя актриса возглавила список 100 самых красивых женщин по версии Ask Men.
 
Путь в кино
 
Однако не в характере Моники было почивать на лаврах, и в 1990 году она расширила свой диапазон и окунулась в новую для себя стихию — кино. Не сразу, но довольно быстро ей удалось убедить себя, кинокритиков и публику в том, что она — актриса, а не говорящая на экране красотка.
 
Моника Беллуччи дебютировала в итальянском кинематографе с эпизодическими ролями,  которые не принесли ей большого успеха.  Но они позволили привлечь внимание Френсиса Форда Копполы, который в 1992 году позвал Монику сниматься в своём фильме “Дракула” («Дракула Брэма Стокера»). Роль досталась Беллуччи не из главных, но приметная.
 
Завораживающе прекрасное лицо невесты Дракулы запомнили все. Фильм стал культовым и получил множество наград, в том числе Оскара за лучшие костюмы и премию МТВ за лучший поцелуй.
 
Работа у Копполы стала первой серьёзной ролью Моники Беллуччи. Критики вроде бы и не заметили актрису, но после «Дракулы» на нее посыпались приглашения от ведущих киностудий Европы и Америки.
 
На самом деле, это удивительно сказочная, пышная, романтичная, очень эротичная история — образцовая версия в стиле Копполы; фильм стал для “вампирского” жанра тем же, чем "Крестный отец" для жанра гангстерской саги, и  "Апокалипсис сегодня" для фильмов о войне, подняв на уровень “гранд опера“. (Seattle Post-Intelligencer)
 
В 1996 году за роль Лизы в фильме “Квартира” (L'Appartement) Моника номинировалась на “Сезар” как «подающая надежды актриса».  Режиссер Жиль Мимуни, сняв свой дебютный и единственный фильм, был причислен критиками к последователям Хичкока.


 
“Квартира” получилась захватывающим “романтическим триллером”, который впервые явил миру тандем Беллуччи – Кассель. Именно на съемках Моника познакомилась с французским актёром Венсаном Касселем, который на много лет стал ее судьбой.
 
Их первая совместная афиша притягивает взгляд — они потрясающе кинематографичная пара. Критики отнеслись к дебюту Мимуни благосклонно, а впоследствии не раз называли его “одним из самых недооцененных фильмов”. В 2004 году в Америке сняли ремейк “Квартиры” с Джошем Хартнеттом и Дайаной Крюгер в главных ролях, однако он провалился в прокате и доброй критики не собрал.
partement is a film that only the French could p
L’Apartement мог снять только француз. Такой тип повествования, причудливый и необычный, редко удается передать кинематографически. Это нетипичный фильм, он довольно сложен, и, хотя и далекий от безупречности, он зарабатывает много очков своим дерзновением и рискованностью. Он получил признание и  выиграл премию BAFTA как лучший иностранный фильм, что помогло выстрелить звездам Кассель и Беллуччи и попасть в большое кино. Если вы еще не видели L’Apartement, серьезно рекомендуем посмотреть, точно не разочарует.
(THE MOST UNDERRATED MOVIES)
 
Следующим фильмом, в котором снялась Моника, и где они с Касселем были уже неразлучны, стал французский комикс-боевик “Доберман” режиссера Яна Кунена. Роль глухонемой цыганки Сони оставила Беллуччи в качестве выразительных средств только жестикуляцию и мимику, ни единой реплики она за весь фильм не произносит. Ее незабываемо прекрасное лицо даже в вульгарном макияже не становится хуже, а “зверское выражение” ей даже идет.


 
Фильм получил в основном отрицательную критику, будучи набором всевозможных клише, но Кассель и Беллуччи, по общему признанию, спасли “Добермана” от провала. Впрочем, все симпатии критиков были на стороне Касселя, а Моника оставвлась в его тени.
 
Сценарий Джоэла Хуссина представляет собой мешанину из штампов всех известных боевиков. В “Добермане” нет ничего нового или интересного; нет ничего, что не было сделано раньше (и лучше). Правда, многие персонажи довольно веселые – например, Кассель и Карио, да  и дикая визуальная пиротехника Кунина гарантируют яркую картинку (Reel Film Reviews)
 
Снимаясь в кино, Моника продолжала позировать для лучших фотографов и появляться на обложках известнейших глянцевых журналов мира. Предложения о съёмках поступали постоянно, но она старалась выбирать только не проходные роли, где мог бы по-настоящему раскрыться ее актерский талант.
 
В 1997 году Моника Беллуччи работала в трёх фильмах: «Стресс», «Дурной тон», «Каким ты меня хочешь», а в 1998 году в четырех: «Желание», «Праздника не будет», «Про тех кто любит» и «Компромисс».
 
Малена
 
В 2000 году режиссёр и сценарист Джузеппе Торнаторе помог Белуччи подняться на следующую ступень драматического и актерского мастерства. В его драме по одноимённому рассказу Лучано Винцензоли «Малена» талант и красота Моники раскрылись во всём великолепии. Она сыграла главную роль в дуэте с начинающим итальянским актёром Джузеппе Сульфаро, которому во время съёмок исполнилось 16 лет.
 
Трагическая история Малены, красавицы, вызывающей слишком много слухов и эмоций у жителей итальянского городка, исполнена Белуччи с достоинстовом и талантом.  Красота и обаяние актрисы вкупе с актёрским мастерством покорили сердца зрителей.
 
Большинство критиков нашли Монику такой же притягательной и соблазнительной, как героиня, которую Беллуччи играла в драме. Музыка Эннио Морриконе стала приятным бонусом для всех ценителей настоящего кино. Звучали упреки в примитивной жестокости сценария (а как иначе расскажешь о суде линча?) и излишней сентиментальности, но, кажется, даже самые строгие критики признали фильм удачей.
 
Если бы у Муссолини была Моника Беллуччи, чтобы вдохновить свои войска, возможно, мы все еще пытались бы взять Палермо. (New York Daily News)
 
Тут нет ничего нового, кроме модели, а ныне актрисы Беллуччи. Назвать ее игру примечательной было бы преуменьшением. (Rolling Stones)
 
Особый талант Моники — умение наполнять самые незначительные слова и движения густым и вязким драматизмом — и на экране, и в жизни. Ее проходы по набережной в «Малене» вошли в историю кино. Малена не просто шла. Она несла себя, свою ослепляющую и оглушающую женственность. Несла не как дар, а как тяжелую ношу. Эта темная красота, эта первобытная сексуальность, это всесильное женское начало волокли ни в чем не повинную Малену к финальной трагедии. (Tatler)
 
В 2001 году Моника вместе с Касселем (который на тот момент уже стал ее мужем) снялась в фильме “Братство волка”, где исполнила роль Сильвии. Ее следующая роль — египетская царица в самом дорогостоящем европейском фильме 2002 года “Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра”. Мультипликационная фактура популярного комикса как нельзя лучше подходит для лубочной красоты Беллуччи, она великолепно справляется с перевоплощением в сказочных персонажей.
 
Однако ее лицо и энергетика будят в людях мысли не только о мифах и преданиях. Божественная красота Беллуччи порождает невероятно жестокие фантазии у режиссеров-мужчин. И если Торнаторе в “Малене” не пожалел обрить и линчевать прекрасную даму, то режиссер Гаспар Ноэ навсегда вошел в историю кино с реалистичной девятиминутной сценой изнасилования Моники в своей “Необратимости”.
 
Фильм досмотрели до конца немногие, особенно женщины. “Необратимость” вызвала шок у зрителей на премьерном показе в Каннах. Моника признавалась, что ей самой очень страшно пересматривать этот фильм.
 
В одном из интервью она сказала, что те съемки были настоящей пыткой, и, уж конечно, "Необратимость" это не то кино, которое она жаждет смотреть каждый вечер пятницы.
 
Ноэ, рассказывает свою невыносимую историю  задом наперед, от конца к началу (как в “Memento” Нолана, но тут нет утешений вроде амнезии героя). Можно сказать, что это кино работает как “Заводной апельсин” Стенли Кубрика, само по себе являясь прививкой от насилия.
 
Поэтому у тех, кто уже привит и не выносит реалистичных сцен надругательств и избиения, фильм Ноэ, скорее всего не вызовет ни восторгов, ни желания пересматривать его несколько раз, или хотя бы досмотреть до конца. Мораль фильма — “время разрушает все” — не так уж глубока, как хотелось бы авторам, в связи с чем некоторые критики обвинили фильм в легкомыслии, женоненавистничестве и провокационности.
 
После просмотра “Необратимости” (целиком или частично) вы не сможете избежать бурного обсуждения увиденного с другими зрителями. Многие из них покидают кинозал в течение девяти минут во время сцены насилия над красавицей Беллуччи, в зловещем красном свете парижского перехода. Было бы легко и просто счесть “Необратимость” вопиюще коньюктурной. Но фильм Ноэ слишком искусно сделан, чтобы списать все на тягу с сенцации и обычной провокации. Его стоит увидеть, даже против вашей воли. (Rolling Stone)
 
Ноэ не милосерден. Он хочет травмировать свою аудиторию, взорвать наш мозг, чтобы мы метались в тревогах, поту и обугленных нервах — и постигли те уродливые истины, которые он захочет нам проповедать. (San Francisco Chronicle)
 
“Помни обо мне” и “Слезы солнца” — следующие фильмы Беллуччи, а вслед за ними — в 2003 году последовало участие в культовом блокбастере братьев Вачовски “Матрица”. “Матрица: Перезагрузка” — вторая часть истории, события которой происходят через шесть месяцев после первой “Матрицы”. Беллуччи появляется в роли Персефоны, жены Меровингена. Она предлагает Нео (Ривз) свою помощь. Неохотно Нео исполняет её желание, и она помогает ему освободить Мастера ключей, попутно убивая вампира-слугу Меровингена. Роль короткая, но Моника успевает затмить своей красотой все возможные спецэффекты.
 
В “Матрице: Революции”, заключительной части трилогии, Персефона предупреждает мужа о том, что Тринити может перебить всех посетителей ночного клуба ради освобождения Нео. Критики, которые бурно выражали восторги первой и второй «Матрицей», третью уже откровенно ругают. При всем их здоровом скепсисе, который можно понять, они, как и зрители, не смогли забыть страстные поцелуи Нео и Персефоны.
 
“Революция”, заключительная часть трилогии, изложена очень аккуратно. Вы получаете 45 минут патентованной теософской смеси Вачовски, а затем целый час самых улетных спецэффектов, какие выдержит экран. И вот только тогда появляется Иисус. (Boston Globe)
 
Моника не остановилась на сказках и фантастике, и вслед за экшеном снялась в драме «Страсти Христовы» о последних двенадцати часах жизни Иисуса из Назарета, в день распятия в Иерусалиме. Мел Гибсон, выступивший режиссером и сценаристом, показал себя маниакальным трудоголиком, Моника вспоминала, что съемки не прекращались никогда, “в пещерном городе мы провели не один месяц”.


 
Сцены распятия снимали в  городе Матера на юге Италии, недалеко от того места, где Пазолини в 1964 году снимал свое “Евангелие от Матфея”. Версия событий Гибсона основана на всех четырех Евангелиях, при этом она тенденциозна, «отражая его радикальные взгляды ультраконсервативного католика, который если и не винит исключительно всех иудеев и римлян в казни Сына Божьего, то склоняется к мысли об антагонизме первосвященников и того, кто дерзко объявил себя Мессией и таким образом покусился на церковную власть».
 
Критики осудили и его «манеру документального репортажа, жестокого и беспощадного, как будто бы речь идёт о каком-либо современном резком столкновении непримиримых противников, расходящихся в вопросах веры» (С.Кудрявцев)
 
Фильм вызвал лавины споров, его называли грязной антисемитской пропагандой, обвиняли в экзальтации и провокационности, ругали за преувеличенные натурализм и жестокость.
 
Я был захвачен на некоторое время силой киномастерства мистера Гибсона, но в конечном итоге буквальное смакование пыткок оттолкнули меня. Весь фильм я пребывал в ужасе, основная эмоция - ужас. (Wall Street Journal)
 
Мел Гибсон вторгается со «Страстями Христовыми» в самую сердцевину бесконечных рассуждений о природе божественного и человеческого, заставляя каждого сделать личный выбор. Миром правит нетерпимость — так можно было бы на самом деле сформулировать главный смысл послания Мела Гибсона, которое заключено в его фильме. (3500 кинорецензий, С.Кудрявцев)
 
Вся отрицательная критика досталась Гибсону, актеров же никто не ругал, но и не хвалил. Для Моники эта кинокартина стала переломной — после нее она стала себя чувствовать способной воплотить на экране любые, даже самые тяжелые переживания.
 
В кино я все время выражала боль женщин. Я была Маленой у Торнаторе: женщиной, которую в ее городке считали не более чем вещью, чтобы снова зауважать после возвращения мужа.  Я стала Марией Магдалиной для Мела Гибсона,  меня изнасиловали в «Необратимости». Публика в Каннах была в смятении, но я готова защищать этот фильм, я не привыкла отступать, даже если режиссер требует от меня жестких сцен; нужно иметь храбрость исследовать темные углы своей души, чтобы получить шанс очистить их.
 
Братья Гримм
 
Актерская карьера Беллуччи не стоит на месте, и она уверенно снимается в трех-четырех фильмах в год. В 2004 году вышли “Тайные агенты”, “Она меня ненавидит”, а в 2005  — “Братья Гримм” легендарного Терри Гиллиама, у которого она сыграла Зеркальную королеву.


 
Сюжет сказки незамысловат: собиратели фольклора и мошенники, Джейк и Уилл Гримм, путешествуя из деревни в деревню, притворяются защитниками от зачарованных существ и  экзорцистами. Когда они сталкиваются с сильным магическим проклятием, лесными привидениями и магическими существами, им пришлось постараться, чтобы выжить.
 
Любители Гиллиама были рады его новому фильму, но даже им пришлось признать — это не лучший из них. Ожидания от автора культовых фильмов были очень велики: антиутопия «Бразилия», галлюциногенное роуд-муви «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и классика комедиийного жанра «Монти Пайтон и Священный Грааль» — сложно поверить, что эти шедевры и «Братьев Гримм» снял один и тот же человек. Гиллиам довольно нервно реагировал на критику в американской прессе, к тому же картина практически провалилась в прокате (на производство потратили $ 88 млн плюс $ 30 млн на рекламу, а кассовые сборы во всём мире едва перевалили за $ 105,3 млн).
 
Забавный момент: Гиллиам и его постоянный соавтор Тони Гризони переделали сценарий Эрена Крюгера (автор жуткого “Звонка” и “Крика”), но из-за ограничений, установленных для членов Гильдии американских писателей их имена не были указаны в титрах среди сценаристов. Вместо этого они указали себя в титрах в качестве «закройщиков» и шутили, что фильм снят не столько «по сценарию», сколько «по выкройкам». Монике досталась роль ключевого персонажа — уснувшей полтысячи лет назад на вершине огромной башни королевы-ведьмы, которая хочет вернуть свою молодость любой ценой, даже если это цена жизней дюжины юных девушек.
 
Сцена возрождения Зеркальной Королевы в исполнении Беллуччи получилась чувственной и роскошной, и одна эта сцена спасает весь фильм. 
 
“Братья Гримм” получились несколько хаотичными: иногда восхитительно, иногда утомительно, но всегда творчески. (New York Daily News)
 
Она играла Марию Магдалину у Гибсона, вампиршу у Копполы, злую ведьму у Гиллиама. Всегда играла могущественное женское начало, одновременно смертоносное и жертвенное.   Описывая ее красоту, хочется употреблять какие-то ветхозаветные сравнения — глаза как оливки, губы как вишни, ногти как виноградины... Ее первобытная красота не требует нюансов и дополнений. Она двигается и говорит, как будто в замедленной съемке (ведь и часть ее проходов в «Малене» Торнаторе снял в рапиде). Режиссеры отлично знают, что рапид помогает остановить внимание, что-то укрупнить. Моника тоже это знает. В рапиде двигаются ее полные губы, в рапиде поворачиваются темно-карие, почти черные глаза, в рапиде опускаются тяжелые веки с густыми ресницами. Говорит Беллуччи тоже чуть протяжно, как будто поет, часто смеется грудным смехом. В ней нет никакой суеты… (Tatler)
 
В 2006 году вышло три фильма с участием Беллуччи: «Шайтан», «Братство камня» и “Н (Я и Наполеон)” Паоло Вирци. Трагикомедия, созданная кинематографистами трёх стран — Испании, Италии и Франции — получилась живой и на 100 % итальянской. Это чувственное, яркое и искрящееся кино — как молодое вино. Если хотите знать, почему французы и итальянцы любят и ненавидят друг друга, это кино точно нужно смотреть. Причем лучше без дубляжа.
 
В “Наполеоне” наконец-то можно увидеть, как замечательно Моника Беллуччи, говорит на своем родном языке Читта ди Кастелло (Умбрия, прямо на границе с Тосканой) — критики похвалили ее за точно схаченный акцент. Моника одинаково свободно владеет итальянским и французским, и фильмы где удается поговорить на родных языках, ей особенно удаются. Она чувствует себя как рыба в воде в образе соблазнительной баронессы Эмилии, которая крутит роман с юным Мартино, а заодно и с ссыльным «Н».
 
Моника по-прежнему привлекает внимание и заставляет нас проявлять любопытство и восхищение; … Беллуччи использует кокетливую и хриплую смесь наречий Кастильи и Умбрии. (CineMovie.info)
 
Это умный фильм, использующий сюжеты комедии dell arte — адюльтер, ревность, любовь, и разыграны они такими персонажами как няня, клоун, влюбленный юнец и так далее.  Моника Белуччи играет пронзительно прекрасную манипуляторшу баронессу, которая ловко вертит и простаком и императором (Даниэль Отой). И если это слишком возвышенно на ваш вкус, так шутки ниже-пояса там тоже есть. Наслаждайтесь. (EfilmCritic.com)
 
Интересно, что Беллуччи никогда не изучала драматическое искусство: она смотрела фильмы с великими итальянками и брала пример с Маньяни, Мангано, Лоллобриджиды, Кардинале, Витти, Софи Лорен.
 
Мне нравятся итальянки. Нет, я никогда не испытывала влечения к женщинам, но если бы я была гомосексуалкой, моя жизнь была бы намного проще. Мы, итальянки, особенные. И опасные: в нас очень сильный материнский инстинкт и некая атавистическая женственность. В стране мужчин мы сумели взять свое; и мужчины нам этого не простят. Наши матери в 25 лет, если еще не вышли замуж, считались старыми девами. В этом году мне исполнится 50, и я только что развелась. Кто-то сочтет меня сумасшедшей. (Corriere della Sera)
 
Завидуя красоте и негодуя по поводу того, что ей слишком легко все дается, долгое время о ней писали, что играть она попросту не умеет.
 
В начале журналисты были правы. Но я про себя думала: если я столь ужасна, зачем портить столько страниц, чтобы сказать об этом? Я начинала с Френсисом Фордом Коппола. Затем играла с Депардье, Киану Ривзом. Пять месяцев я работала на Гавайях с Брюсом Уиллисом.
 
Беллуччи: инструкция по применению
 
Актриса часто признавалась, что мечтает сняться с Робертом Де Ниро. И в 2011 году они появились вместе в фильме «Любовь: инструкция по применению» режиссера Джованни Веронезе. История трех возрастов любви — молодости, зрелости и старости - позволила встретиться Беллуччи и Де Ниро на съемочной площадке. Их дуэт украсил также Микеле Плачидо, такое актерское созвездие заслужило бы внимание и уважение зрителей, даже если бы просто молча находилось в кадре. А они смогли раскачать, в сущности, незатейливую мелодраму. Впрочем, кинокритики были более взыскательны к творению Веронезе, и не стеснялись в выражениях.
 
Преберегая лучшее на десерт, Веронезе подает нам Де Ниро и Беллуччи в последней главе (с кокетливой надписью 'Beyond'). Де Ниро вносит столь необходимый авторитет в исполнительское мастерство, некоторую правду характера, как и Беллуччи, но история крайне линейная и искусственная. (A.L. Urban)
 
Сегодня все чаще серьоре Беллуччи предлагают «возрастные» роли, и она играет взрослых и даже пожилых дам, совершенно не теряя ни своего обаяния, ни сексуальности. Не будучи особенно обласканной прессой и наградами, Моника Беллуччи остается одной из самых желанных и соблазнительных актрис, является лицом ювелирной компании Cartier, участвует в модных показах и фотосессиях, однажды (в 2006 году) стала почетным членом жюри Каннского кинофестиваля. Причем каждый новый фильм Беллуччи ждут миллионы поклонников ее магнетизма, который с годами лишь усиливается.
 
Я всегда хотела быть независимой, зарабатывала с четырнадцати лет, сбежала из своего провинциального городка, где я задыхалась. До сих пор не могу долго оставаться на одном месте, переезжаю из города в город. Меня спрашивают, где я предпочитаю жить, а я не могу ответить. Я — такая странница в глубине души. И знаете что? Я — самая счастливая женщина на свете. У меня самые красивые дети. У меня был прекрасный брак — и эта любовь не прошла, она просто трансформировалась в какое-то новое чувство. У меня потрясающая работа, которая позволяет мне каждый день учиться чему-то новому, у меня великолепные друзья. Я учусь быть за это благодарной. И я все еще учусь быть собой.